Родственность мифологий
ЗАСЛУЖИВАЮТ ли мифы нашего внимания? Разве это не пустые фантазии наших далеких предков? Часто это так, но не всегда: некоторые мифы основаны на реальных событиях. К ним относятся, например, распространенные во всем мире легенды, порожденные одним таким событием — Всемирным потопом, о котором повествует Библия.
2 На мифы стоит обратить внимание уже потому, что они лежат в основе религиозных представлений и обрядов многих современных религий. Например, понятие о бессмертной душе существовало еще в вавилоно-ассирийской мифологии. Позже оно перекочевало в египетские, греческие, римские мифы, а потом и в христианство, став одним из его ключевых догматов. Мифы, вдобавок, свидетельствуют о том, что древние люди находились в поисках богов и смысла жизни. В этой главе мы коснемся некоторых тем, общих для мифологий основных мировых культур. Мы заметим, что через мифы практически всех народов единой нитью проходят легенды о сотворении мира, Потопе, лже- и полубогах, бессмертной душе, а также культ солнца. Чем же объяснить подобную родственность мифологий?
3 Основой для мифов нередко служит историческая личность, событие или обстоятельство. Многое при этом преувеличивалось и искажалось. Об одном из таких событий повествует Библия. Речь идет о сотворении мира.
Сотворение: факты и мифы
4 Мифов о сотворении мира много, но, в отличие от библейского повествования, ни один не отличается элементарной логикой (Бытие, главы 1, 2). Так, греческая версия сотворения мира звучит несколько примитивно, по-варварски. Первым греком, который систематизировал ее, был Гесиод. В VIII веке до н. э. в своей книге «Теогония» он объяснил, как появились боги и мир. Все началось с того, что Гея (Земля) родила Урана (Небо). Что было дальше, пересказал ученый Джаспер Гриффин:
5 «Гесиод поведал известную Гомеру историю о веренице небесных богов. Сначала верховным богом был Уран, но, поскольку он угнетал своих детей, Гея посоветовала его сыну Кроносу оскопить отца. Сам же Кронос глотал своих детей, поэтому его жена Рея подложила ему вместо Зевса булыжник; Зевс вырос на Крите и, возмужав, заставил отца изрыгнуть других детей, которые затем помогли ему одолеть Кроноса и его титанов и повергнуть их в Тартар» (Griffin J. The Oxford History of the Classical World).
6 Откуда у греков эти причудливые мифы? Тот же ученый рассказывает: «Похоже, первоисточник надо искать у шумеров. Мотив борьбы между богами, оскопления, а также глотания камня прослеживается в восточных легендах с таким постоянством, что, несмотря на различие в деталях, становится ясно: их схожесть с гесиодовской концепцией не случайна». Обсуждая мифы различных народов и культур, мы еще не раз увидим, что они происходят из Месопотамии и Вавилона.
7 А что нам известно о мифологии Китая? Немного, поскольку большинство письменных памятников древнекитайской народной религии были уничтожены в период с 213 по 191 год до н. э. Однако некоторые легенды сохранились, например легенда о возникновении земли. Энтони Кристи, преподаватель восточного искусствоведения, написал: «Первобытный Хаос был подобен куриному яйцу. Когда еще не было Земли и Неба, из яйца вылупился Пань-гу. Тяжелые частицы яйца пошли на создание Земли, легкие — на создание Неба. Пань-гу изображается карликом, облаченным в медвежью шкуру или в мантию из листьев. Каждый день в течение 18 тысяч лет расстояние между Небом и Землей возрастало на три метра. А поскольку Пань-гу рос с такой же быстротой, то пространство заполнялось его телом. Когда он умер, члены его тела образовали различные элементы природы... Блохи, жившие на его теле, стали людьми».
8 В одной южноамериканской легенде древних инков повествуется, как мифический творец дал народам языки. Средневековый ученый Кристобаль де Молина писал, что «каждому племени он дал наречие, дабы оно говорило им... Он дал жизнь и душу всем: и женам, и мужам. И повелел он всякому племени снизойти под землю. Прошед под землей, поднялись племена там, где суждено им было» (Molina C. Ritos y fabulos de los Incas). Похоже, в основу этого мифа легла библейская история о вавилонском смешении языков (Бытие 11:1—9). А теперь давайте поговорим о Всемирном потопе, описанном в Библии, в Бытии 7:17—24.
Потоп: правда или вымысел?
9 Согласно Библии, примерно 4 500 лет назад, где-то в 2 500 году до н. э., мятежные небесные сыновья Бога спустились на землю в виде людей и «брали... [дочерей человеческих] себе в жены». В результате этих противоестественных союзов на свет стали появляться исполины, прославившиеся своей силой и жестокостью. Они настолько развратили мир, что Бог Иегова сказал: «Истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил... ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа». Далее говорится, что Ной получил конкретные указания, которые помогли спастись от Потопа ему и его семье, а также спасти многие виды животных (Бытие 6:1—8, 13—8:22; 1 Петра 3:19, 20; 2 Петра 2:4; Иуды 6).
10 Современные скептики причисляют эту библейскую историю к мифам. И все же такие достойные доверия люди, как Исаия, Иезекииль, Иисус Христос, апостолы Петр и Павел, рассматривали историю Ноя как факт. Ее достоверность подтверждается и тем, что она нашла свое отражение в мифологиях многих народов, например в эпосе о Гильгамеше, легендах китайцев, ацтеков, инков и майя. Давайте для начала обратимся к ассиро-вавилонской мифологии и сравним ее с библейским повествованием о Потопе (Исаия 54:9; Иезекииль 14:20; Матфея 24:37; Евреям 11:7).
Потоп и богочеловек Гильгамеш
11 Знаменитому аккадскому мифу, известному как эпос о Гильгамеше, примерно 4 000 лет. Он был записан клинописью на глиняных плитках — «таблицах», найденных в библиотеке Ашшурбанипала, правившего в 668—627 годах до н. э. в древней Ниневии.
12 Это история о похождениях силача Гильгамеша, полубога (точнее на две трети бога, на одну треть — человека). Мы читаем: «Стеною обнес [он] Урук огражденный, [построил] светлый амбар Эаны священной [храм бога неба Ану и Иштар — богини любви и войны]». (Ассиро-вавилонские боги и богини перечисляются в рамке на странице 45.) Между тем Гильгамеш причинял большие неприятности всей округе. Жители Урука жаловались на него богам: «Днем и ночью буйствует плотью... Матери Гильгамеш не оставит девы, зачатой героем, суженой мужу» (фрагменты эпоса цитируются по переводу И. Дьяконова).
13 Что предприняли боги в ответ на эту жалобу? Богиня Аруру сотворила Энкиду, человека, который должен был противоборствовать Гильгамешу. Но вопреки ожиданиям, враги стали друзьями. Через какое-то время Энкиду умер. Гильгамеш плакал: «И я не так ли умру, как Энкиду? Тоска в утробу мою проникла, смерти страшусь и бегу в пустыню». Желая раскрыть тайну бессмертия, он отправился на поиски Утнапиштима, который пережил Потоп и обрел бессмертие, как у богов.
14 В конце концов Гильгамеш нашел Утнапиштима. Тот поведал ему историю о Потопе. Как сообщает XI таблица эпоса, Утнапиштим пересказал ему все указания, которые сам получил относительно Потопа: «Снеси жилище, построй корабль, покинь изобилье, заботься о жизни... На свой корабль погрузи все живое». Не напоминает ли это нам библейскую историю о Ное и Всемирном потопе? Однако Утнапиштим не смог дать Гильгамешу бессмертие. Разочарованный, Гильгамеш возвратился домой в Урук. История завершается его кончиной. Лейтмотив этого мифа — тоска и отчаяние из-за смерти и ухода в иной мир. Эти древние люди не нашли Бога истины и надежды. Видно, что данный эпос определенно связан с простым и ясным повествованием Библии о Потопе и предшествовавших ему событиях. Какие еще легенды о Всемирном потопе дошли до наших дней?
Легенды о Всемирном потопе в других культурах
15 Еще до появления эпоса о Гильгамеше существовало шумерское предание о «праведном и богобоязненном царе Зиусудре, напоминающем библейского Ноя; он внимал божественным откровениям, явленным во снах и заклинаниях. [...] Из всей известной шумерской литературы этот миф наиболее близок к Библии» (Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament). Шумеры оказали влияние на более позднюю вавилонскую и ассирийскую цивилизации.
16 В книге «Китай: история в искусстве» рассказывается о Юй, мифическом правителе Китая, «усмирителе великого Потопа. На благо людям Юй прорыл каналы, чтобы превратить воды потопа в реки и моря» (China—A History in Art). Мифолог Джозеф Кэмпбелл пишет об «эпохе Десяти Великих» в Древнем Китае: «Мифы, известные уже в начале правления династии Чжоу, повествуют, что в ту важную эпоху, завершившуюся Потопом, правили десять императоров. Однако, похоже, речь идет о местном варианте шумерского перечня царей». Кэмпбелл привел еще некоторые подробности китайских легенд, «подтверждающие их месопотамское происхождение» (Campbell J. The Masks of God: Oriental Mythology). Это еще раз доказывает, что мифы имеют общий первоисточник. Между тем, сказания о Потопе распространены также на Американском континенте, например у ацтеков, которые в XV—XVI веках господствовали на территории Мексики.
17 Ацтекская мифология сообщает о четырех древних эпохах. В первую из них на земле жили великаны. (Очередная параллель с исполинами, упомянутыми в Библии, в Бытии 6:4.) В одном мифе рассказывается о Потопе, когда «верхние воды соединились с нижними водами, горизонт исчез и все превратилось в вечный бескрайний океан». Богом дождя и воды был Тлалок. Однако дождь обходился недешево: за него надо было «платить кровью жертв. Их слезы проливались на землю дождем» (Mythology—An Illustrated Encyclopedia). Существует еще одна легенда, повествующая, что четвертая эпоха, в которую правила богиня Чальчиутликуэ, завершилась Потопом, когда люди превратились в рыб.
18 У инков тоже были легенды о Потопе. Английский исследователь Харолд Осборн говорит: «Легенды о Потопе, похоже, преобладают и в мифологии южноамериканских индейцев... Они распространены как среди горских народов, так и среди племен, живущих в тропических низменностях. Потоп обычно связывается с творением и эпифанией [явлением] бога-творца... Иногда он рассматривается как наказание от богов — уничтожение человечества, открывающее путь новому роду людскому» (Osborne H. South American Mythology).
19 Легенды о Всемирном потопе бытовали и среди индейцев майя, живших на территории Мексики и Центральной Америки. У них он назывался хайококаб («вода над землей»). А у гватемальских индейцев, по свидетельству католического епископа Лас Касаса, он «именовался бутик, что означает многоводный Потоп в Судный день. Они веруют, что грядет еще один бутик, на сей раз огненный». В мире существует немало других легенд о Потопе, но даже эти немногие ясно свидетельствуют, что в их основе лежит реальное событие, описанное в библейской книге Бытие.
Вера в бессмертную душу завладевает миром
20 Однако не все мифы опираются на факты или Библию. В поисках Бога человек подчас цеплялся за последнюю надежду. Его всегда влекла иллюзия бессмертия. Как мы дальше увидим, разноликие представления о бессмертной душе пришли к нам из глубины веков. О вере в загробную жизнь, например, свидетельствуют памятники ассиро-вавилонской культуры. «Новая энциклопедия мифологии Ларусса» объясняет: «Под землей, за бездной Апсу [подземным океаном пресных вод, окружающим землю], раскинулась „страна без возврата“ — преисподняя, куда люди нисходят после смерти... В этом доме вечного мрака души мертвых (эдимму) „одеты, как птицы,— одеждою крыльев“ и пребывают в смятении». Согласно мифу, этим мрачным местом правит богиня Эрешкигаль, «владычица подземного царства» (New Larousse Encyclopedia of Mythology).
21 Представление о бессмертной душе было также у египтян. Прежде чем душа могла достичь гавани блаженства, ее взвешивали на весах и сравнивали с весом Маат, богини миропорядка и истины, символом которой было перо истины. Взвешивать помогал то Анубис, бог с головой шакала, то Гор, который изображался в виде сокола. Если душа обретала благосклонность Осириса, она утешалась блаженством с богами. (Смотрите иллюстрацию на странице 50.) В этом мифе, как и во многих других, прослеживаются все те же представления о бессмертной душе, влияющие на религию, жизнь и поступки людей.
22 Древнекитайской мифологии тоже присуща вера в жизнь после смерти и в необходимость ублажать предков. Они считались «живыми и могущественными духами, ревнующими о благополучии своих потомков, но способными гневаться и карать, когда чем-то недовольны». Мертвым нужно было всячески содействовать, в частности находить им компанию для жизни на том свете. «Вместе с некоторыми царями династии Шан-Инь... погребали от ста до трехсот человек, которые должны были стать их слугами. Этот обычай практиковался не только в Китае, но и в Египте, в других странах Африки, в Японии и прочих местах» (Noss J. Man’s Religions). В этих случаях вера в бессмертную душу была связана с человеческими жертвоприношениями. (Сравните Екклесиаста 9:5, 10; Исаии 38:18, 19.)
23 Греки, в мифологии которых много богов, тоже задумывались о смерти и участи мертвых. Они верили, что во главе царства тьмы стоит бог, сын Кроноса, брат Посейдона и Зевса. Имя этого бога — Аид. Аидом так же назывались и его владения. Как души мертвых достигали Аида?
24 Мифолог Эллен Швицер поясняет: «Подземный мир... населяли ужасные существа. Там был Харон, который на лодке перевозил новопреставленных из мира живых в царство мертвых. За переправу [через реку Стикс] Харон требовал плату, поэтому греки клали покойным под язык монету, чтобы им было чем заплатить. Если у души не было денег, она оставалась без пристанища и могла, неприкаянная, являться живым и преследовать их» (Switzer E. Greek Myths: Gods, Heroes and Monsters).
25 Греческие мифы о душе оказали большое влияние на воззрения римлян, а греческие философы, например Платон (ок. 427—347 до н. э.), повлияли на ранних псевдохристианских мыслителей, которые ввели учение о бессмертной душе в свою догматику, хотя Библия не дает для этого никаких оснований.
26 Ацтеки, инки и майя тоже верили в бессмертную душу. Для них, как и для прочих цивилизаций, смерть была окутана непроницаемой тайной. Обряды и поверья помогали им мириться с реальностью смерти. Историк-археограф Виктор фон Хаген объяснил в своей книге, что в сознании инков «умершие просто переходили на новый этап жизни — невидимой, неосязаемой и неуязвимой. Мертвые присоединялись к незримому племени предков» (Hagen V. The Ancient Sun Kingdoms of the Americas). (Сравните Судей 16:30; Иезекииля 18:4, 20.)
27 В том же труде говорится, что инки «верили в бессмертие — по сути в то, что человек вообще не умирает... что после смерти его тело попросту оживает и наполняется энергией невидимых сил». В душу верили и майя — в тринадцать небес и девять подземных миров. Похоже, как утопающий хватается за соломинку, так человек, пытаясь отрицать неизбежность смерти, во все времена отчаянно верил в бессмертие души (Исаия 38:18; Деяния 3:23).
28 В африканских мифах тоже упоминается душа, живущая после смерти тела. Многие африканцы живут в страхе перед умершими. «Новая энциклопедия мифологии Ларусса» говорит: «Это суеверие связано с убеждением, что душа продолжает жить после смерти. Колдуны могут вызывать души, которые дают им силу. Души мертвых часто переселяются в животных и даже в растения» (New Larousse Encyclopedia of Mythology). Так, зулусы не убивают некоторых змей: по их мнению, это духи родственников.
29 Масаи, населяющие юго-восточную часть Африки, верят, что творец, которого зовут Нгаи, посылает каждому из них ангела-хранителя. В момент смерти ангел забирает душу воина в загробный мир. В той же энциклопедии приводится зулусская легенда о происхождении смерти. Согласно этому мифу, первый человек, Ункулунку́лу, который в то же время был и творцом, решил послать человечеству хамелеона с вестью: «Пусть люди не умирают!» Но хамелеон шел медленно и по дороге отвлекался. Через какое-то время Ункулункулу решил послать ящерицу, но уже с другой вестью: «Пусть люди умирают!» Ящерица опередила хамелеона, «и с тех самых пор до настоящего дня люди так и умирают». Различные варианты этой легенды сохранились и среди других племен, например бечуанов, басуто и баронга.
30 В дальнейшем, рассматривая, чего достигло человечество в поисках Бога, мы увидим, какое огромное влияние возымел этот миф о бессмертной душе.
Культ солнца и человеческие жертвоприношения
31 Египетский пантеон включает в себя множество богов и богинь. Как и многие другие древние народы, египтяне в поисках Бога тянулись к тому, что́ каждый день согревало их жизнь,— к солнцу. Они почитали владыку неба Ра (Амона-Ра), который, по их представлениям, в своей барке каждый день проплывал по небу с востока на запад. Ночами ему приходилось плыть подземной рекой, сражаясь с силами мрака.
32 Отличительной чертой культа солнца у ацтеков, инков и майя были человеческие жертвоприношения. Ацтеки регулярно устраивали празднества, во время которых приносили людей в жертву различным богам, в частности Тескатлипо́ке — богу солнца. Кроме того, на празднованиях в честь бога огня Шиутекутли (Уэуэтеотля) «пленников, захваченных в сражениях, они увлекали в пляс... кружили близ ослепительного пламени и толкали на раскаленные угли, а затем, полуживых, вытаскивали и вырывали сердца, чтобы принести их еще трепещущими в жертву богам» (The Ancient Sun Kingdoms of the Americas).
33 У инков, живших южнее, были свои мифы и жертвоприношения. Их религия требовала приносить детей и животных в жертву Инти (богу солнца) и Виракоче (творцу).
Мифические боги и богини
34 В наиболее почитаемую триаду египетских богов входили Исида, олицетворение божественного материнства; Осирис, ее брат и супруг; Гор, их сын, обычно представляемый в виде сокола. Исиду часто изображали в виде женщины, кормящей грудью свое дитя. Эти статуэтки напоминают распространенные изображения Богородицы с младенцем, появившиеся в христианском мире спустя 2 000 лет. Со временем муж Исиды, Осирис, стал известен как бог мертвых, поскольку давал их душам надежду на счастливую вечную жизнь в загробном мире.
35 Египетская богиня Хатор покровительствовала любви, веселью, музыке и пляскам. Она также считалась царицей мертвых, поскольку помогала им добраться по лестнице до неба. Как объясняется в «Новой энциклопедии мифологии Ларусса», в ее честь устраивали большие праздники, «прежде всего день Нового года, который отмечался как ее день рождения. Перед рассветом жрицы выносили из домов изображение богини, чтобы его коснулись лучи восходящего солнца. Всеобщее ликование перерастало в шумное разгулье, день завершался песнями и попойкой». Многое ли изменилось в праздновании Нового года тысячи лет спустя?
36 В египетском пантеоне много зооморфных богов и богинь, таких, как священный бык Апис, баран Хнум, лягушка Хекет, корова Хатор и крокодилообразный Себек (Римлянам 1:21—23). Как раз в такой религиозной среде находились в XVI веке до н. э. израильтяне, будучи рабами в Египте. Чтобы освободить этот народ из-под гнета упрямого фараона, их Богу, Иегове, пришлось навести на страну десять казней, или бедствий (Исход 7:14—12:36). Этими казнями он намеренно посрамил мифических богов Египта. (Смотрите рамку на странице 62.)
37 Давайте теперь обратим внимание на пантеон Древней Греции и Рима. У греков римляне позаимствовали многих богов — вместе с их добродетелями и пороками. (Смотрите рамки на страницах 43 и 66.) Венера и Флора, например, были бесстыдными проститутками, Бахус — пьяницей и повесой, Меркурий — разбойником с большой дороги, Аполлон — искусителем женщин. Легенды гласят, что Юпитер, отец богов, прелюбодействовал и занимался кровосмешением с 59 женщинами! (Это напоминает библейское повествование о непокорных ангелах, которые сожительствовали с женщинами до Всемирного потопа.) Поскольку люди часто отражают характерные черты своих богов, стоит ли удивляться, что такие римские императоры, как Тиберий, Нерон и Калигула были развратниками и убийцами?
38 Кроме того, римляне охотно заимствовали богов из других культур. Например, они с рвением почитали Митру, персидское божество света, которое стало у них богом солнца (смотрите рамку на страницах 60—61), а также сирийскую богиню Атаргатис (Иштар). Греческую богиню-охотницу Артемиду они переименовали в Диану, и у них были свои аналоги египетской Исиды. Еще они переняли поклонение кельтской триаде богов плодородия (Деяния 19:23—28).
39 Священнодействиями в сотнях храмов заведовали жрецы всевозможных рангов, «над которыми стоял Понтифекс максимус [верховный жрец], возглавлявший государственную религию». Вот как описывается тауроболия, один из ритуалов древних римлян: «Участник мистерии находился в яме, над которой приносили в жертву тельца, так что кровь омывала его с ног до головы. Считалось, что так он освобождался от всякой нечистоты» (Atlas of the Roman World).
Христианские мифы и легенды?
40 В наше время некоторые ученые считают, что христианство тоже основано на легендах и мифах. Так ли это? К мифам относят непорочное зачатие, чудеса и воскресение Иисуса. Даже есть мнение, что Иисус никогда не существовал, что его образ пришел из более древнего культа солнца. Вот как высказался мифолог Джозеф Кэмпбелл: «Некоторые ученые полагают, что ни Иоанна [Крестителя], ни Иисуса никогда не было, а были только бог воды и бог солнца» (Campbell J. The Masks of God: Occidental Mythology). Нельзя, впрочем, забывать, что многие из этих ученых — атеисты и отрицают веру в Бога в принципе.
41 Однако факты не дают основания для подобного скепсиса. Вот что, к примеру, мы находим в труде иудейского историка Иосифа Флавия (ок. 37 — ок. 100): «Некоторые иудеи, впрочем, видели в уничтожении войска Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убиение Иоанна [Крестителя]. Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни» (Иудейские древности. XVIII. 5. 2; сравните Марка 1:14; 6:14—29).
42 Флавий подтвердил и факт существования Иисуса Христа. Он написал, что в то время «жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. [...] По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его... [...] Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени» (Иудейские древности. XVIII. 3. 3; сравните Марка 15:1—5, 22—26; Деяния 11:26).
43 Поэтому Петр, один из христианских апостолов, своими глазами видевший преображение Иисуса, мог с убежденностью написать: «Нет, не искусно вымышленным басням [греч. ми́фис] последовав рассказали мы вам о силе и присутствии нашего Господа Иисуса Христа, но став очевидцами его величия. Ибо он получил от Бога, Отца, честь и славу, когда величественная слава донесла до него такие слова: „Это сын мой, возлюбленный мой, которого я одобряю“. Да, мы слышали эти слова, донесшиеся с неба, когда были с ним на святой горе» (2 Петра 1:16—18).
44 Когда возникает противоречие между суждениями ученых мужей и Божьим Словом, разумнее придерживаться уже упомянутого ранее принципа: «В чем же тогда дело? Если некоторые не проявили веры, то может ли их неверие лишить силы верность Бога? Ни в коем случае! Но да станет известно, что Бог правдив, даже если всякий человек окажется лжецом, как и написано: „Чтобы ты оказался праведным в своих словах и победил, когда тебя будут судить“» (Римлянам 3:3, 4).
Родственность мифологий
45 Этот краткий обзор мифологий различных народов показывает, что между ними есть определенные сходства, многие из которых восходят к Вавилону — месопотамской колыбели большинства религий. Эту общность можно проследить в мифах о сотворении мира, в легендах о полубогах, великанах и Потопе, уничтожившем нечестивых людей, а также в основных религиозных представлениях, связанных с культом солнца и верой в бессмертную душу.
46 С точки зрения Библии такая родственность вполне объяснима. Более 4 200 лет назад, после Всемирного потопа, Бог повелел человечеству покинуть Вавилон и расселиться по всей земле. Со временем образовались семейства и племена, которые хоть и говорили на разных языках, но сохраняли общие религиозные понятия и представления о ранней истории человечества (Бытие 11:1—9). Шли века, их воспоминания передавались из уст в уста, видоизменялись и приукрашались. Так появились многие знакомые нам сказки, легенды и мифы. Оторванные от библейской истины, они не смогли приблизить человека к истинному Богу.
47 Поиски Бога принимали различные формы. Порой люди прибегали к магии, спиритизму, шаманству, почитанию предков и тому подобным занятиям. Чего они достигли на этом поприще?