"Однажды, в холодный вечер, по дороге из Перуджи шли брат Леоне и Св.Франциск. Брат Леоне шел первым, Святой - позади. Их хлестали первые северные ветра, рясы их были изорваны, а от усталости и голода стужу совсем уже нельзя было перенести. Среди таких лишений лачуги у Санта-Мария казались королевскими покоями, и странникам придавали сил мысли о других братьях, которые ждали их, оберегали для них лучшие куски от ужина, сохраняли дрова, чтобы разжечь к их возвращению очаг.
"Брат Леоне,- сказал Франциск,- напиши, что есть совершенная радость". Обычно он говорил "напиши", т.к. брат Леоне был его секретарем, но в ту минуту сказал так, потому что диктовал очень важную мысль, которая была частью его учения: "Хотя во всех землях братья являют собою пример истинной святости и добродетели, напиши и особенно подчеркни, что не в этом совершенная радость". Они продолжали путь в молчании, и вновь заговорил Св.Франциск: "Брат Леоне, даже если меньший брат получает от Бога такую благодать, как способность исцелять больных и совершать множество чудес, даже умеет воскрешать мертвых на 4й день после смерти, напиши, что не в этом совершенная радость". Некоторое время они молчали, затем Св.Франциск еще громче заговорил: "Брат Леоне, меньший брат знает все языки, все науки и писания, и угадывает и открывает нам будущее и тайны сознания человеческого, напиши, что не в этом совершенная радость". Они помолчали. Брат Леоне стал забывать о холоде, погрузившись в размышления о словах учителя, и спрашивал себя, где же тогда искать совершенную радость, а Св.Франциск сказал еще громче: "О брат Леоне, даже если меньший брат умеет так хорошо проповедовать, что от проповеди его все неверные обратятся в веру Христову, напиши, что не в этом совершенная радость. Если прибудет гонец и объявит, что все парижские наставники стали членами Ордена, напиши: не совершенная эта радость. Даже если из-за Альп придут все прелаты и архиепископы, а сам король Франции и король Англии войдут в Орден, напиши: не та это радость." Выслушав мысли Святого, брат Леоне не знал, что и подумать, и спросил: "Отец, именем Божьим прошу тебя, скажи, в чём совершенная радость?" Тогда Франциск объяснил: "Я приду в Санта-Мария вымокший, замерзший, голодный, в грязи; ледышки налипли на край моей рясы, в кровь изрезали мои ноги; и вот я буду долго стучаться в дверь и звать привратника. Тогда придет брат привратник и спросит: "Кто там?" - и я отвечу: "Брат Франциск", а он ответит: "Уходи, сейчас не время для странствий, ты не войдёшь сюда". Но я стану стучать, а он в ярости выбежит наружу, вытолкает меня, осыпая бранью, с такими словами: "Уходи, ты прост и слаб умом, и не приходи к нам! Сейчас мы многочисленны и одарены многими способностями и не нуждаемся мы в тебе", а я всё это вынесу и почувствую любовь к нему в своём сердце и веселость в душе. Брат Леоне, напиши, что в этом - совершенная радость". Безмолвно стоял брат Леоне и уже не чувствовал ни голода, ни холода, ни усталости, но одно лишь изумление. Франциск заговорил вновь. "А то если затем, измученный голодом, застигнутый ночью, я всё буду настаивать: "Ради Бога, приюти меня хоть на эту ночь!" - и он ответит мне: "Ступай в приют Крочифери", и выйдет, держа в руках дубинку и, схватив меня за капюшон, бросит на землю, изваляет в снегу, перебьёт мне все суставы, а я терпеливо и с радостью снесу всё это, думая о страданиях Христа, напиши, брат Леоне, что это и есть радость совершенная. А теперь выслушай главное. Изо всех божественных даров наилучший - способность побеждать самого себя и добровольно с любовью к Христу идти на страдания, переносить проклятия, бесчестия, нужду. За остальные дары Божьи мы не можем прославлять себя, они не наши, а Его, но можем прославить себя, неся крест лишений, ибо крест этот наш."