Особое значение для нас имеют религии откровения. Это рели¬гии, восходящие к одному человеку, который сказал другим, что по¬лучил от Бога откровение, и часто под угрозой вечного проклятия призывает других этому откровению верить. Религии откровения — для нас это прежде всего христианство — являются как бы вершиной религии «Я». И «Я», со всеми присущими ему качествами, здесь не только Бог, о котором говорится, что он себя открыл. Получивший откровение тоже говорит как «Я», которое требует от других подчи¬нить свое «Я» его «Я».
Но если здесь тоже объективно рассмотреть происходящее, мы об¬наружим, что этот человек говорит тут только о себе, а вера, кото-
15
рой он требует, является в конечном счете верой в него самого. Тем самым он ставит себя выше не только своих приверженцев, но и провозглашенного им Бога, поскольку утверждает, что никого друго¬го Бог подобным откровением не одарит, что все другие от подобного откровения отстранены и что сам Бог на веки вечные должен этому откровению подчиниться. Поэтому в просвещении и очищении нуж¬даются в первую очередь религии откровения.