Независимые взгляды, независимые эксперты

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Шаманизм

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Шаманизм

От эвенкийского "Саман" - возбужденный. Одна из ранних форм религии.

Основная функция шаманизма - лечение больных.

Шаманизм основан на представлении об общении шамана с духами во время камлания. Шаман - исполнитель культа в шаманизме - избирается духами и после этого проходит пересотворение. Шаман, прошедший пересотворение, получает возможность лечить людей.

Для шаманизма характерны жертвоприношения.

Шаманизм наложил заметный отпечаток на позднейшие формы религий и дал начало мистицизму.

В настоящее время шаманизм известен многим народам Африки, Северной и Восточной Азии, Северной Америки.

0

2

Магия и спиритизм: поиски неведомого
«МУЖИ, афиняне! Вижу я, что во всем вы, кажется, больше других испытываете страх перед божествами» (Деяния 17:22). С такими словами обратился христианский апостол Павел к людям, собравшимся на Ареопаге, или Ареевом холме, в древних Афинах. Чуть раньше он заметил, что этот «город полон идолов» (Деяния 17:16). Что же именно он заметил?
2 Афины были оплотом космополитизма, поэтому Павел, несомненно, обнаружил там целую плеяду греческих и римских божеств, вокруг которых вращалась жизнь горожан. Боясь обойти вниманием — и тем самым прогневить — какого-нибудь важного или могущественного бога, афиняне на всякий случай включили в свой пантеон и «Неведомого Бога» (Деяния 17:23). Видно, что они были очень богобоязненными.
3 Страх перед божествами, тем более неведомыми, конечно, был присущ не только афинянам первого века н. э. Тысячелетиями это чувство довлело практически над всем родом человеческим. Во всех сферах жизни людей так или иначе прослеживается связь с духами или божествами. В предыдущей главе мы увидели, что мифы древних египтян, греков, римлян, китайцев и многих других народов основаны на вере в богов и духов,— вере, мощно влиявшей на жизнь отдельных людей и целых народов. В Средние века истории об алхимиках, чародеях и ведьмах были очень популярны в христианских странах. Впрочем, с тех пор в этом отношении мало что изменилось.
Суеверия и обычаи в наши дни
4 Осознанно или нет, но многие свои поступки люди совершают под влиянием суеверий, обусловленных зачастую верой в различных богов и духов. Знаете ли вы, например, что празднование дня рождения пришло из астрологии, придающей большое значение точной дате появления человека на свет? А что можно сказать про именинный торт? Похоже, он заимствован из культа греческой богини Артемиды, день рождения которой отмечали с лунообразными медовыми пирогами, украшенными свечками. Известно ли вам, что траурная одежда изначально была хитростью, призванной обмануть злых духов, которые, по общему мнению, подстерегали людей на похоронах. Некоторые чернокожие африканцы закрашивали тело белой краской; в других частях света плакальщицы одевались в одежды необычных цветов, чтобы духи их не признали.
5 Помимо этих широко распространенных обычаев, существует огромное множество местных суеверий и страхов. Так, на Западе дурной приметой считается разбитое зеркало, черный кот, прохождение под лестницей и пятница (а где-то вторник) тринадцатое. На Востоке, в Японии, люди надевают кимоно так, чтобы левая пола оказалась поверх правой, поскольку наоборот обряжают только покойников. Ни окна, ни двери у японцев обычно не выходят на северо-восток, чтобы в дом не проникли злые духи, которые, по убеждению японцев, приходят именно с этой стороны. На Филиппинах перед погребением с умершего снимают обувь и кладут у него в ногах, чтобы «святой» Петр благосклонно принял его. Взрослые, внушая детям послушание, показывают им на луну, где якобы различим лик «святого» Михаила, который видит и записывает их поступки.
6 Надо сказать, что вера в богов и духов не ограничивается якобы безобидными обычаями и суевериями. И в примитивном, и в цивилизованном обществе люди обзавелись целым арсеналом средств, чтобы обороняться от злых духов и снискивать расположение добрых. Понятно, прежде всего мы вспоминаем живущих в джунглях или горах туземцев, которых болезнь или иная напасть гонит к спиритам, знахарям и шаманам. Но разве жители больших и малых городов не обращаются к астрологам, парапсихологам, ясновидцам и экстрасенсам, чтобы узнать будущее или проконсультироваться в принятии важных решений? Некоторых из этих энтузиастов даже не смущает то, что они принадлежат к той или иной религии. А многие вообще своей религией сделали черную магию, оккультизм и спиритизм.
7 В чем же коренятся все эти обычаи и суеверия? Ведут ли все они — только разными путями — к Богу? И самое главное, что они приносят тем, кто их придерживается? Чтобы разобраться с этим, надо совершить экскурс в историю и познакомиться с древнейшими религиями и культами.
Изведать неведомое
8 Что бы ни говорили сторонники эволюционной теории, человека разумного от животных отделяет бездонная пропасть — у него есть духовные потребности. На свет он появляется с мучительной жаждой проникнуть в неведомое. Испокон веков, неугомонный, он ищет свое место в материальном мире и Вселенной и бьется над вопросами: в чем смысл жизни? Что происходит при смерти? Он тянется к чему-то высшему и могущественному, что помогло бы ему контролировать свою жизнь и окружение (Псалом 8:4, 5; Екклесиаст 3:11; Деяния 17:26—28).
9 Ивар Лисснер в своей книге «Но Бог здесь был...» так выразил эту мысль: «Можно только подивиться упорству, с которым человек пытается выйти за рамки возможного. Он никогда не сосредоточивал свои силы исключительно на животных потребностях, но продолжал инстинктивно тянуться к недостижимому. Эта подспудная внутренняя сила, движущая человеком,— не что иное, как его духовность» (Lissner I. Aber Gott war da).
10 Конечно, те, кто не верит в Бога, смотрят на этот вопрос иначе. Как мы узнали из второй главы, такое влечение они склонны объяснять психологическими или иными потребностями человека. Но разве не свойственно всем нам в момент опасности или отчаяния прибегать за помощью к Богу или некоей высшей силе? И это справедливо в отношении людей всех времен и народов. Поэтому Лисснер продолжает: «Каждый, кто изучал древнейшие первобытные племена, должен признать, что все они имели понятие о Боге и живую веру в высшее существо».
11 Другое дело, как они пытались удовлетворить это свое врожденное желание проникнуть в неведомое. Кочевые охотники и скотоводы трепетали перед силой диких животных. Земледельцы придавали большое значение изменениям в природе и сезонным циклам. Сознание лесных жителей сильно отличалось от сознания горцев или степняков. Стало быть, разные потребности и страхи обусловили и разные проявления религиозных чувств. Они выразились в действах, направленных на то, чтобы снискать расположение добрых богов и умиротворить грозных.
12 Несмотря на внушительную многоликость религий мира, между ними немало общего. Их связывает благоговение и страх перед потусторонним миром; магия, гадания о будущем по приметам и предзнаменованиям; астрология и всевозможные способы ворожбы. Давайте обсудим эти общие черты, чтобы увидеть, какое влияние они оказали на религиозное сознание людей всего мира и всех эпох, включая наших современников.
Потусторонние силы
13 На заре человечества жизнь представлялась людям полной загадок и чудес. Многое приводило их в недоумение: почему внезапно заболел совершенно здоровый человек? Почему небо не дает дождя в обычную для этого пору? Почему в определенное время года вдруг зеленеет голое, на вид безжизненное дерево? Подчас даже собственная тень, сердцебиение и дыхание были для человека необъяснимы.
14 Естественно, что человек, впитавший духовность с молоком матери, приписывал все эти загадочные явления действию потусторонних сил. Лишенному должного понимания и руководства, человеку везде мерещились духи, призраки, души и демоны. Так, североамериканские индейцы-алгонкины понятием «его тень» (отачук) определяют человеческую душу; малайцы, живущие в Юго-Восточной Азии, верят, что при смерти человека душа вылетает через ноздри. Вера в покидающую тело душу, в духов и в возможность общаться с ними распространена сегодня во всем мире.
15 Подобным же образом солнце, луна, звезды, реки, моря, горы наделялись в представлении древних людей свойствами живых существ, могущих оказывать непосредственное влияние на простых смертных. Казалось, что это боги и духи, которые живут в своем, недосягаемом мире. Одни представлялись добрыми и благосклонными, другие — злыми и вредными. Поклонение предметам и явлениям заняло прочное место почти во всех религиях.
16 Это легко доказать — достаточно обратиться к любой древней цивилизации и ее религии. У вавилонян и египтян были свои боги солнца, луны и созвездий. В культ также возводились дикие и домашние животные. Индусы известны тем, что поклоняются миллионам богов. Китайцы с незапамятных времен чтят священные горы и реки; сыновнее почтение выразилось у них в культе предков. У друидов, живших на Британских островах, священным деревом был дуб, особо же у них почиталась растущая на дубах омела. Позднее к мифотворчеству приложили руку греки и римляне, так что поклонение душам и духам, божествам и демонам, тотемам и святыням пустило в человеческом обществе глубокие корни.
17 Хотя все эти верования можно рассматривать как пустые суеверия, они прочно обосновались в религиозной жизни современных людей. Некоторые все еще верят, что определенные горы, реки, причудливой формы камни, старые деревья и многое-многое другое — святы, а значит, достойны поклонения. В таких местах возводятся храмы, святилища и алтари. В Индии, например, почитают священной реку Ганг. Индусы с благоговением омывают в ней свое тело и мечтают, чтобы после смерти их прах был развеян над этой рекой. У буддистов собственные святыни. Например, они совершают паломничество в Бодх-гая (Индия); считается, что там, под деревом Бодхи, Будда получил просветление. В Мексике католики на коленях ползут к базилике Божией Матери Гваделупской, а во Франции, в надежде на чудесное исцеление, окунаются в источник «святой» воды, что неподалеку от Лурда. Спору нет, поклонение творению, а не Творцу сегодня популярно, как и прежде (Римлянам 1:25).
Распространение магии
18 Стоило человеку поверить, что неживой мир полон добрых и злых духов, как он сразу же стал устанавливать с ними связь, чтобы получить руководство и помощь у одних духов и задобрить других. Так появилась магия, которая процветала и процветает практически в каждом народе и племени на земле (Бытие 41:8; Исход 7:11, 12; Второзаконие 18:9—11, 14; Исаия 47:12—15; Деяния 8:5, 9—13; 13:6—11; 19:18, 19).
19 Магия, по сути, есть попытка человека подчинить природные и сверхъестественные силы и заставить их служить себе. Не зная настоящей причины каких-то обычных явлений, древние люди верили, что повторение магических слов и заклинаний или совершение определенных действ может дать желаемые результаты. И некоторые ритуалы на самом деле оказывались действенными, что укрепляло к ним доверие. Например, целители — обычно колдуны — с островов Ментавай (к юго-западу от Суматры) на удивление ловко избавляли своих пациентов от поноса. Рецепт заключался в том, что больной ложился лицом вниз на краю скалы и полизывал землю. Как это помогало? Почва содержала каолин, белую глину, которую и сейчас широко используют в медицине от поноса.
20 Редкие успехи целителей затмевали многочисленные неудачи: этих людей боялись и уважали, они становились жрецами, вождями, шаманами, знахарями, спиритами. Народ шел к ним, чтобы исцелиться или отвести болезнь, найти потерянную вещь или вора, снять порчу или отомстить. Со временем появилось огромное разнообразие магических средств и ритуалов — на все случаи жизни. Рождение и совершеннолетие, помолвка и вступление в брак, смерть и погребение... Сила и загадочность магии позволили ей проникнуть во все сферы человеческого бытия.
Ритуальные танцы и заклинания
21 Несмотря на то, что ритуальные действия различных народов чрезвычайно разнообразны, в их основе лежат одни и те же принципы. Это, во-первых, принцип аналогии, когда желаемого результата можно достичь, имитируя его. Иногда это называют имитативной магией. Например, когда у североамериканских индейцев омаха посевы иссыхали от недостатка влаги, они плясали вокруг сосуда с водой. Потом один из них набирал в рот воды и выпрыскивал ее в воздух, имитируя дождь или изморось. Или, чтобы обеспечить себе удачу на охоте, кто-то из мужчин падал и катался по земле, точно раненый медведь.
22 У других народов ритуалы дополнялись песнями и приношениями. Чтобы вызвать дождь, китайцы делали из дерева или бумаги огромного дракона, изображающего бога дождя, а потом повсюду носили его. Также они выставляли из храма своего бога на солнцепек, чтобы тот мог на себе прочувствовать мучительную жажду. Восточноафриканские туземцы нгони рядом со своим храмом дождя закапывают в землю горшок с пивом и молятся: «Господин Чаута, ты ожесточил против нас свое сердце. Чего ты хочешь от нас? Ведь мы гибнем. Вот, мы дали тебе пиво, а ты ниспошли своим детям дождь». Потом они выпивают оставшееся пиво, поют, танцуют и потрясают смоченными в воде ветками.
23 Второй принцип магии предполагает, что вещи, принадлежащие человеку, могут на него влиять даже на расстоянии. Маги пытались навести порчу или приворожить человека, колдуя над некогда принадлежавшими ему предметами. Даже в XVI и XVII веках в Англии и других странах Европы верили, что ведьмы и колдуны вредят таким образом людям. Колдовских приемов было множество: вылепить изображение человека из воска, а затем исколоть его иглами, написать чье-то имя на клочке бумаги и сжечь его, закопать в землю какую-нибудь деталь одежды или проделать что-то еще с его волосами, обрезанными ногтями, по́том и даже испражнениями. О размахе колдовской практики можно судить хотя бы по тому, что в 1542, 1563 и 1604 годах английский парламент объявлял смертную казнь за подобные деяния. В той или иной форме этот вид магии в течение веков практиковался почти по всей земле.
Будущее в приметах и предзнаменованиях
24 Часто люди с помощью магии пытались проникнуть в тайны или определить будущее по приметам и предзнаменованиям. Это не что иное, как гадание, которое было известно еще вавилонянам. Как говорится в одной книге, «они владели искусством предвидения и предсказания будущего по печени и кишкам освежеванного животного, по дыму и огню, по блеску драгоценных камней, по журчанию родника и форме растений. [...] Дождь, ветер, облака, молнии и другие атмосферные явления содержали в себе дурные предзнаменования; о будущем могли поведать трещины на мебели и деревянных стенах. [...] Мухи и другие насекомые, а также собаки были носителями таинственных посланий» (Magic, Supernaturalism, and Religion).
25 Библия, в книге Иезекииля, повествует, что во время военного похода «царь Вавилонский остановился на распутье, при начале двух дорог, для гаданья: трясет стрелы, вопрошает терафимов, рассматривает печень» (Иезекииль 21:21). Тайноведцы, гадатели и чародеи были приближены ко двору вавилонского царя (Даниил 2:1—3, 27, 28).
26 Другие народы — как на Востоке, так и на Западе — тоже пытались предсказывать будущее. У греков были оракулы, которых они вопрошали по делам политическим и сугубо личным, таким, как брак, путешествия, рождение и воспитание детей. Самым знаменитым был Дельфийский оракул. Считалось, что бог Аполлон через жрицу, или пифию, дает ответы в виде нечленораздельных звуков, которые облекались кем-то из жрецов в мудреные стихотворные иносказания. Хрестоматийным примером такого пророчества был ответ, данный лидийскому царю Крезу: «Если Крез перейдет реку Галис, то погубит великое царство». Пророчество в точности исполнилось. Правда, оказалось, речь шла о собственном царстве Креза: когда он перешел реку Галис, чтобы захватить Каппадокию, персидский царь Кир разгромил его войско.
27 На Западе гадание достигло своего пика у римлян, которые практически во всем усматривали приметы и предзнаменования. Люди всех слоев общества верили в астрологию, колдовство, талисманы, ворожбу и многие другие формы гадания. По словам Эдуарда Гиббона, признанного знатока римской истории, «многоразличные виды богослужения, существовавшие в римском мире, были в глазах народа одинаково истинны» (Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи). Знаменитый политический деятель и оратор Цицерон умел предсказывать будущее по полету птиц. Древнеримский писатель Петроний, описывая современную ему жизнь, заметил: «Наша округа полным-полна богов-покровителей, так что бога здесь легче встретить, чем человека» (Петроний Арбитр. Сатирикон).
28 В Китае археологи извлекли на свет более 100 000 фрагментов гадательных костей и черепашьих панцирей, датируемых II тысячелетием до н. э. (эпоха династии Шан-Инь). Шанские жрецы гадали обо всем — от погоды до перемещения войск. Для этого они старинными знаками писали вопросы на костях, нагревали их и по образующимся трещинам пытались догадаться, какой будет ответ, а потом записывали его на тех же самых костях. Некоторые ученые полагают, что из этих старинных знаков развилась китайская письменность.
29 Самый известный китайский трактат о гадании — «И цзин», или «Книга перемен». Считается, что он был составлен в XII веке до н. э. при первых чжоуских императорах — Вэнь-ване и Чжоу-гуне. В нем повествуется о взаимодействии инь и ян — двух противоположных начал: темного — светлого; отрицательного — положительного; мужского — женского; луны — солнца; земли — неба... Китайцы по сей день верят, что эти начала лежат в основе всего. Согласно «Книге перемен», в мире нет ничего постоянного и человек, чтобы достичь успеха, должен считаться со всеми переменами, происходящими в сию минуту. Люди задают вопрос, бросают жребий и ищут ответ в «И цзин». Столетиями этот трактат служил в Китае основой для всякого рода гаданий, например для геомантии (гадания по земному рельефу).
От астрономии к астрологии
30 Земляне с давних пор поражаются тому, что Солнце, Луна, а также другие планеты и звезды подчиняются определенным законам. В Месопотамии были обнаружены звездные книги, датируемые XIX веком до н. э. Пользуясь этими сведениями, вавилоняне даже могли предсказывать различные астрономические явления, например лунные затмения, восход и заход созвездий и некоторые движения планет. Египтяне, ассирийцы, китайцы, индийцы, греки, римляне и многие другие древние народы тоже всматривались в небо и записывали свои наблюдения. Пользуясь этими наблюдениями, они создавали календари и планировали свои дела на год.
31 Благодаря астрономическим наблюдениям стало очевидно, что некоторые земные явления тесно связаны с небесными. Например, смена времен года зависит от движения Солнца, приливы и отливы — от лунных фаз, а ежегодный разлив Нила всегда следует за восходом Сириуса, самой яркой звезды. Людям сразу приходило на ум, что небесные тела непосредственно влияют на земную жизнь. Сириус египтяне даже называли «Несущим Нил». Идея, что звезды влияют на земные дела, быстро преобразовалась в вывод, будто по ним можно предсказать будущее. Так астрономия породила астрологию. Вскоре ни один царь не мог обойтись без придворных астрологов, с которыми советовался по делам государственной важности. А простые люди обращались к звездам желая знать свою судьбу.
32 И снова мы вспоминаем о вавилонянах. Они воспринимали звезды как небесные обители богов, а храмы — как земные. Так появились созвездия, а также вера в то, что всяческие пертурбации на небе, например затмения или появление ярких звезд или комет, предвещают войны и бедствия на земле. Среди археологических находок в Месопотамии — сотни астрологических прогнозов, составленных для царей. Грядущее лунное затмение сулило разгром недругу, а появление такой-то планеты в таком-то созвездии предвещало земле «великий гнев».
33 О степени популярности в Вавилоне этого вида прорицания язвительно говорит пророк Исаия, предрекающий уничтожение вавилонской столицы: «Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей... Пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе» (Исаия 47:12, 13).
34 Из Вавилона астрология перекочевала в Египет, Ассирию, Персию, Грецию, Рим и Аравию. На Востоке — в Индии и Китае — были составлены собственные астрологические системы. «Волхвы», которые, по сообщению евангелиста Матфея, пришли к младенцу Иисусу, были «астрологами с востока» (Матфея 2:1, 2). Некоторые ученые полагают, что эти астрологи, вероятно, принадлежали к халдейской и мидо-персидской школе астрологии в Парфии, которая некогда была провинцией Персии, а позже стала суверенным государством.
35 Дошедший же до нас вид астрологии сформировался у греков. Во II веке н. э. Клавдий Птолемей, греческий астроном из Александрии (Египет), собрал все сведения по астрологии в свое «Четверокнижие», или «Тетрабиблос», которое по сей день используется в качестве учебника астрологии. На его основании возникла так называемая натальная астрология, согласно которой будущее человека рассчитывается по его гороскопу рождения — таблице взаимного расположения Солнца, Луны, других планет и созвездий над местом рождения человека в момент его появления на свет.
36 В XIV и XV столетиях астрология получила широкое признание на Западе. Ее преподавали в университетах, что требовало практических знаний математики и языков. Астрологов рассматривали как ученых. В работах Шекспира полно намеков на то влияние, которое астрология имела на земные дела. Все королевские дворы и знатные вельможи имели подручных астрологов для консультаций. Едва ли какое-то дело — будь то война, строительство, торговля или путешествие — могло совершиться без того, чтобы первым долгом не испросить совета у звезд. Астрология стала почтенным занятием.
37 Хотя труды астрономов, например Коперника и Галилея, а также другие научные достижения и пошатнули позиции астрологии как науки, она дожила до наших дней. (Смотрите рамку на странице 85.) Это загадочное ремесло, придуманное вавилонянами, развитое греками и распространенное арабами, оказывает сегодня огромное влияние на людей — глав государств и простых обывателей, жителей как богатых мегаполисов, так и глухих деревушек в бедных странах.
Предначертание на лице и на ладони
38 Если предсказание будущего по звездам представлялось кому-то слишком сложным и непонятным, были другие, более доступные и простые методы. «Зогар», или «Сефер га-Зогар» (евр. «книга сияния»), написанный в XIII веке трактат по еврейскому мистицизму, гласил: «На тверди небесной, облачающей вселенную, зримы узоры из звезд и планет. Чрез них постигаем мы тайны, сокровенные и глубочайшие. По подобию сему, на коже, облачающей существо человеческое, различимы очертания и узоры; они суть звезды нашего тела». Такое рассуждение привело к появлению нового способа гадания, или предсказания будущего, путем отыскивания на лице или ладони человека пророческих знаков. И на Востоке, и на Западе такая практика стала очень популярной. Но совершенно очевидно, что корнями она уходит в магию и астрологию.
39 Физиогномика — это гадание по очертаниям лица, например по форме глаз, носа, а также по форме зубов и ушей. В 1531 году Иоанн Индагине опубликовал в Страсбурге книгу на эту тему. В ней он поместил выразительные гравюры, изображающие различные типы глаз, носов, ушей,— и сопроводил пояснениями. Интересно, что он привел слова Иисуса Христа из Матфея 6:22 («Если глаз твой будет простым, то все тело твое будет светлым») как основание для утверждения, что большие, яркие и круглые глаза свидетельствуют о непорочности и добром здравии, тогда как маленькие и запавшие — о зависти, злобе и подозрительности. Однако в подобной книге «Компендиум физиогномики», изданной в 1533 году, ее автор Бартоломео Кокль заявил, что большие и круглые глаза — признак ветрености и лени.
40 Если верить предсказателям, на руках больше, чем на других частях тела (не считая головы), отображается действие высших сил. Поэтому определение характера или судьбы человека по линиям руки превратилось еще в одну популярную форму предсказания — хиромантию, или гадание по руке. Средневековые хироманты искали основание для своего занятия в Библии. Они ссылались на такие стихи: «Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его» и «Долгоденствие — в правой руке ее, а в левой у нее — богатство и слава» (Иов 37:7; Притчи 3:16). Внимание также уделялось бугоркам на руках, поскольку считалось, что они представляют планеты, а значит, могут кое-что поведать о человеке и его судьбе.
41 Предсказание судьбы по лицу и руке особенно распространено на Востоке. Свои услуги там предлагают не только профессиональные гадатели, но также любители и самоучки, начитавшиеся популярных книг разной степени сложности. Часто люди гадают просто для забавы, но многие относятся к этому вполне серьезно. В общем и целом, люди редко ограничиваются каким-то одним способом гадания. Когда возникают серьезные проблемы или надо принять серьезное решение, они, в зависимости от вероисповедания, идут в буддийский, даосский, синтоистский или какой-то другой храм, чтобы вопросить богов, потом к астрологу — что скажут звезды, потом к гадалке — погадать по руке и лицу, и, наконец, домой — потревожить покойных предков. Кто-нибудь да скажет то, что хочется услышать.
Всего лишь невинные забавы?
42 Вполне нормально, что человек желает знать будущее. Кто не хотел бы избежать несчастья или поймать удачу? Поэтому-то во все века люди обращались за руководством к богам и духам. Это привело к распространению спиритизма, магии, астрологии и других суеверных занятий. В прошлом для оберега люди носили амулеты и талисманы, а за исцелением обращались к знахарям и шаманам. Наши современники все так же носят медальоны «святого» Христофора или какие-нибудь счастливые талисманы, ходят на спиритические сеансы, пользуются алфавитными планшетками, магическими кристаллами, гороскопами и гадальными картами. В отношении спиритизма и суеверий человечество, похоже, осталось еще где-то в далеком прошлом.
43 Конечно, многие люди рассуждают, что все это просто ни на чем не основанные суеверия, и занимаются они ими ради забавы. Другие говорят, что магия и гадание даже полезны; дескать, это чисто психологически помогает тем, кто слишком угнетен жизненными обстоятельствами. Но правда ли, что все это лишь невинные развлечения или психологическая отдушина? Что же на самом деле кроется за теми спиритическими и оккультными занятиями, которые мы рассмотрели в этой главе (или, за их многочисленностью, опустили)?
44 Обсуждая различные виды спиритизма, магии и гадания, мы заметили, что они тесно связаны с верой в отделимость души от тела и в существование добрых и злых духов. Таким образом, вера в духов, магию и гадание представляет собой не что иное, как одну из форм политеизма, основанную на учении о бессмертной душе человека. На этом ли должна основываться религия? Приемлема ли такая религия для вас?
45 Подобные вопросы встали перед христианами в I веке. Они жили среди греков и римлян, которые почитали несметное количество богов и божеств и придерживались суеверных ритуалов, например приносили в жертву идолам пищу, затем часть ее съедали. Если человек любил истинного Бога и хотел ему угождать, мог ли он участвовать в таких ритуалах? Обратите внимание, как на этот вопрос ответил апостол Павел.
46 «Что же касается употребления в пищу пожертвованного идолам, то мы знаем, что идол — ничто в мире и что нет Бога, кроме одного. Ибо хотя и есть те, кого называют „богами“, на небе или на земле, как есть много „богов“ и много „господ“, для нас есть только один Бог, Отец, от которого всё, и мы для него» (1 Коринфянам 8:4—6). Павел и христиане I века не признавали политеизм, или многобожие, для них истинная религия выражалась в преданности «только одному Богу, Отцу». Его имя открыто в Библии. В ней говорится: «И да знают, что Ты, Коему имя Иегова, Един высок над всею землею» (Псалом 82:19, перевод Г. Павского).
47 Важно отметить, что, хотя Павел сказал «идол — ничто», он не отрицал существование «богов» и «господ», к которым люди обращаются через магию, гадание и жертвоприношения. Что же Павел имел в виду? Он пояснил это в том же письме, написав: «Но скажу, что жертвы, приносимые другими народами, жертвуются демонам, а не Богу» (1 Коринфянам 10:20). Итак, поклоняясь своим господам и богам, люди на самом деле поклоняются демонам — небесным существам, ангелам, восставшим против истинного Бога и объединившимся под началом Сатаны Дьявола (2 Петра 2:4; Иуды 6; Откровение 12:7—9).
48 Часто люди с сочувствием относятся к так называемым первобытным людям, порабощенным страхами и суевериями. Их кровавые жертвоприношения и варварские обряды справедливо вызывают отвращение. Но разве и в наши дни мы не слышим о вуду, о сатанизме и даже о приношении в жертву людей. Хотя это, может, экстраординарные случаи, но они свидетельствуют о том, что интерес к оккультному не ослабел. Он начинается с невинной забавы и любопытства, но часто кончается трагедиями и смертью. Насколько же разумно внимать предупреждению Библии: «Сохраняйте бдительность, бодрствуйте. Ваш противник, Дьявол, ходит, как рычащий лев, ища, кого поглотить» (1 Петра 5:8; Исаия 8:19, 20).

0