Независимые взгляды, независимые эксперты

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Христианство

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Христианство

Одна из трех основных мировых религий (наряду с буддизмом и исламом).

История христианства 

Христианство возникло в Палестине в I веке н.э. на фоне мистико-мессианских движений иудаизма как религия угнетенных и искавших спасения от жестоких условий в приходе спасителя. Характерной особенностью средиземноморского региона в это время было развитие и широкое распространение эллинизма. На возникновение христианства также повлияли три философские школы - стоическая, эпикурейская и скептическая, в комплексе ориентированные на создание блаженства личной жизни.
Римская империя в этот период простиралась от Евфрата до Атлантического океана и от Северной Африки до Рейна. В этот время и до III в. н.э. в империи распространен и чрезвычайно популярен культ Митры и герметизм.
В 6 г. н.э., после смерти Ирода, недовольные междоусобицами между его сыновьями, римляне передали управление Иудеей императорскому прокуратору.
Христианство первоначально распространилось в еврейской среде в Палестине и странах средиземноморского бассейна, но уже в первые десятилетия существования получило большое количество последователей из других народов.
Во второй половине I века и в первой половине II века христианство представляло из себя ряд общин, состоящих из рабов, вольноотпущенников, ремесленников. Во второй половине II века христианскими писателями уже отмечается наличие в составе общин благородных и состоятельных людей.
Одним из важных элементов перехода христианства на принципиально новый уровень был его разрыв с иудаизмом в II веке. После этого процент евреев в христианских общинах стал неуклонно уменьшаться. В это же время происходит отказ христиан от ветхозаветных законов: соблюдения субботы, обрезания, строгих пищевых ограничений.
Расширение христианства и вовлечение в христианские общины большого количества людей самого разного вероисповедания привело к тому, что христианство этого периода представляло из себя не единую церковь, а огромное количество направлений, группировок, богословских школ. Положение усложнялось большим количеством ересей, количество которых к концу II века церковный историк конца IV века Филастрий определяет числом 156.
Во второй половине III века шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV века из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Естественно, крупные церковные центры создавались в наиболее важных политических центрах империи, прежде всего в столицах.
В начале IV века христианство становится в государственной религией Римской империи. В это время укрепляется церковная организация и происходит официальное оформление церковной иерархии, высшей и наиболее привелигированной частью которой становится епископат.
До V века распространение христианства происходило в основном в географических границах Римской империи, а также в сфере ее влияния - Армении, Эфиопии, Сирии.
Начиная с VII в. христианство сталкивается с исламом и теряет почти всю Африку и Ближний Восток.
Во второй половине I тысячелетия христианство распространилось среди германских и славянских народов.
В 1054 г. произошел раскол единой христианской церкви на католицизм и Восточную церковь, которая, в свою очередь, раздробилась на множество церквей.
В XIII - XIV веках христианство распространяется среди прибалтийских народов. К XIV веку христианство практически полностью завоевало Европу, и начиная с этого времени начало распространяться за пределами Европы, главным образом за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров. К концу XX века число приверженцев христианства во всем мире превышает 1 миллиард, из них около половины проживает в Европе. Более половины христиан - католики, около трети - протестанты, остальные - православные и приверженцы других восточных церквей.

Идеология христианства

Христианство возникло как религия угнетенных масс, потерявших уверенность в возможности улучшения своей жизни на земле и искавших избавления в приходе мессии. Христианская идея воздаяния обещала страждущим и обездоленным обретение счастья и свободы в царстве божьем.
К IV веку христианство из религий угнетенных превращается в государственную религию Римской империи.
Христианство очень быстро распространилось среди различных этнических и социальных групп Римской империи. Этому способствовали христианский космополитизм и универсализм нравственных принципов, нивелирующие классовые и национальные различия.
На формирование идеологии христианства оказали влияние восточные культы, иудейские мессианские секты и греческая философия.
Бог, согласно христианским догматам, существует в трех лицах (Троица), или ипостасях: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Для христиан Троица является главным объектом веры и поклонения. Отцы церкви утверждают абсолютную непознаваемость сущности Бога человеческим разумом.
Христианская мифология основана на учении о богочеловеке Иисусе Христе, который сошел с неба на землю (воплотившись в образе человека) и принял страдание и смерть с целью искупления первородного греха человечества. После смерти Христос воскрес и вознесся на небо.
В будущем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.
Христианство (в меньшей степени это касается протестантизма) характерно наличием строгих заповедей и правил, установленных для его приверженцев. Последователи христианства должны выполнять заповеди Христа, безропотно переносить тяготы жизни. Как за соблюдение, так и за несоблюдение всех правил христианам обещано воздаяние в загробном мире. Основной закон христианства - "каждому воздастся по его вере".
В первоначальном христианстве отсутствовали появившиеся позднее представления о Троице, первородном грехе, боговоплощении, крещении, причащении.
Христианская догматика формировалась несколько столетий. Сформированный Никейским и Константинопольским вселенскими соборами символ веры неоднократно дополнялся и исправлялся.
Во все периоды формирования христианской идеологии как между отдельными христианскими объединениями, так и между отдельными теологами велись ожесточенные споры по различным вопросам понимания догматов.
В ходе формирования христианства оно распалось на три основные ветви: католицизм, православие, протестантизм, в каждой из которых началоь формирование собственной, практически не совпадающей с другими ветвями, идеологии.
В настоящее время в христианстве происходят сложные и зачастую противоречивые процессы. С одной стороны, наблюдается социальная и политическая дифференциация различных конфессий. С другой стороны, в христианстве появились серьезные экуменические настроения и движения.
Общая численность приверженцев христианских конфессий (на конец XX века) - около 1400 миллионов человек,

из них:

католики - 850 миллионов
протестанты - 470 миллионов
восточные церкви - 150 миллионов

Отредактировано statua (2010-02-13 14:33:11)

0

2

Христианство: к Богу по стопам Христа?
Рассмотрев ряд известных религий, мы обнаружили, что в основе их всех, за исключением иудаизма, лежат мифы. Обратим теперь внимание еще на одну религию, предлагающую путь к Богу,— христианство. На чем основано оно: на мифах или исторических фактах?
СОЗДАЛО ли христианство себе доброе имя? На ум приходят войны, инквизиция, крестовые походы, религиозное лицемерие... Многие искренние люди, в том числе мусульмане, указывая на упадок и моральное разложение в западном «христианском» мире, не приемлют эту религию. Очевидно, что так называемые христианские страны, утратив моральный якорь, гонимые ветрами безверия, алчности и потакания своим желаниям, потерпели духовное крушение.
2 Исконное христианство сильно отличалось от сегодняшнего христианства, известного своим духом вседозволенности. Об этом пишет профессор Элейн Пейджелз в своей книге «Адам, Ева и Змей»: «Многие христиане первых четырех веков гордились своими строгими нормами половой морали, сторонились полигамии (а часто и разводов, дозволенных иудейской традицией), внебрачных связей, обычных у соседних языческих народов, в том числе проституции и гомосексуализма» (Pagels E. Adam, Eve, and the Serpent).
3 Поэтому естественно возникают вопросы: согласуется ли прошлое и нынешнее состояние христианства с тем, чему учил Иисус Христос? Что это был за человек? Помог ли он людям приблизиться к Богу? Был ли он тем Мессией, о котором писали древнееврейские пророки? Вот некоторые из вопросов, на которые предстоит ответить.
Иисус. Мессия ли он?
4 Ранее в нашей книге отмечалось, что в основе практически всех широко известных религий лежат мифы. Однако в предыдущей главе, рассматривая истоки иудаизма, мы говорили не о мифах, а о реальных людях — Аврааме, его предках и потомках. Основатель христианства, Иисус Христос, тоже не вымысел, а историческая личность. (Смотрите рамку на странице 237.)
5 В первом стихе Нового Завета (Христианских Греческих Писаний; смотрите рамку на странице 241) говорится: «Книга происхождения Иисуса Христа, сына Давида, сына Авраама» (Матфея 1:1). Эту родословную составил Матфей — бывший сборщик податей, тоже еврей, прямой ученик и биограф Христа. Выдумал ли он ее? Нет. В последующих 15 стихах приводится родословная его предков, от Авраама до «Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христом». Это свидетельствует о том, что Иисус действительно был потомком Авраама, Иуды и Давида. Указанные три звена его родословной согласуются с пророчеством о «семени» из Бытия 3:15, а также с пророчествами о «семени» Авраама (Бытие 22:18; 49:10; 1 Паралипоменон 17:11).
6 В пользу мессианства Иисуса свидетельствует и место его рождения. Матфей пишет: «Во дни царя Ирода в Вифлееме Иудейском родился Иисус» (Матфея 2:1). Этот же факт подтверждает и Лука, врач. Вот что он говорит о приемном отце Иисуса: «Иосиф тоже пошел из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давида, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и семьи Давида, чтобы записаться с Марией, которая стала его женой и скоро должна была родить» (Луки 2:4, 5).
7 Чем примечательно то, что Иисус родился не в Назарете или каком-нибудь другом городе, а в Вифлееме? Тем, что в VIII веке до н. э. древнееврейский пророк Михей предсказал: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Михей 5:2). Итак, место рождения Иисуса стало одним из доказательств того, что он — обещанное Семя, Мессия (Иоанна 7:42).
8 На Иисусе исполнилось множество других пророчеств из Еврейских Писаний, и это тоже указывает на то, что он — долгожданный Мессия. С этими библейскими пророчествами можно познакомиться подробнее. Теперь же обратим внимание на служение Иисуса Христа и на весть, которую он нес людям.
Жизнь Христа указывает путь
9 Согласно Библии, Иисус воспитывался в обычной еврейской семье, ходил в местную синагогу и в Иерусалимский храм (Луки 2:41—52). Когда ему исполнилось 30 лет, он начал свое служение. Первым делом он пришел к своему троюродному брату Иоанну, который окунал евреев в воды Иордана в знак раскаяния. Лука пишет: «В то время как крестился весь народ, крестился и Иисус; и когда он молился, открылось небо, и святой дух в телесном виде, подобно голубю, опустился на него, и с неба раздался голос: „Ты — Сын мой, возлюбленный, я одобряю тебя“» (Луки 3:21—23; Иоанна 1:32—34).
10 Теперь, как Сын Бога, помазанник, Иисус приступил к служению. Он ходил по Галилее и Иудее, проповедуя о Божьем Царстве, исцеляя больных и совершая другие чудеса. Он служил безвозмездно, не стремясь обогатиться или возвеличиться. Напротив, Иисус сказал, что счастливее тот, кто отдает, чем тот, кто получает. Делу проповеди он обучал и своих последователей (Матфея 8:20; 10:7—13; Деяния 20:35).
11 Если обратить внимание на весть Иисуса и на то, как он ее преподносил, можно увидеть, насколько это отличается от стиля многих проповедников христианских церквей. Он не пытался увлечь массы на волне эмоций и не запугивал людей адскими муками. Напротив, Иисус обращался к разуму посредством притчей и наглядных примеров из повседневной жизни, которые надолго запечатлевались в умах и сердцах слушателей. Его Нагорная проповедь — яркий пример того, чему и как он учил. В этой проповеди Иисус дал образец молитвы. Упомянув в ней прежде всего об освящении Божьего имени, он ясно показал, что должно быть главным в жизни христианина (Матфея 5:1—7:29; 13:3—53; Луки 6:17—49; смотрите рамку на страницах 258—259).
12 В обращении со своими учениками и с другими людьми Иисус проявлял любовь и сострадание (Марка 6:30—34). Проповедуя Божье Царство, он также являл образец любви и смирения. Поэтому в последние часы жизни он мог сказать своим ученикам: «Даю вам новую заповедь, чтобы вы любили друг друга; чтобы как я возлюбил вас, так и вы любили друг друга. По тому узнают все, что вы мои ученики, если между вами будет любовь» (Иоанна 13:34, 35). Так что суть истинного христианства — самоотверженная любовь, основанная на Божественной морали (Матфея 22:37—40). На практике это означает, что христианину следует любить даже своих врагов, хотя он и ненавидит их злые дела (Луки 6:27—31). Только подумайте — насколько бы изменился мир, если бы каждый человек проявлял такую любовь! (Римлянам 12:17—21; 13:8—10).
13 Учение Иисуса не сравнить с этикой или философией, которым учили Конфуций и Лао-цзы. К тому же он, в отличие от Будды, не учил, что человек через познание и просветление самостоятельно может обрести спасение. Напротив, Христос утверждал, что спасение людям дает Бог: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал своего единородного Сына, чтобы каждый, кто проявляет в него веру, не погиб, но имел вечную жизнь. Потому что Бог послал в мир своего Сына не для того, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через него» (Иоанна 3:16, 17).
14 И словом и делом отражая любовь Отца, Иисус побуждал людей приблизиться к Богу. Не зря он сказал одному из апостолов: «Я — путь, и истина, и жизнь. Никто не приходит к Отцу иначе, как только через меня. [...] Кто видел меня, видел и Отца. Как же ты говоришь: „Покажи нам Отца“? Или ты не веришь, что я в единстве с Отцом и Отец в единстве со мной? Слова, которые я вам говорю, говорю не от себя, но Отец, пребывающий в единстве со мной, совершает свои дела. [...] Вы слышали, что я сказал вам: я ухожу и приду к вам опять. Если бы вы любили меня, то обрадовались бы, что я иду к Отцу, потому что Отец больше меня» (Иоанна 14:6—28). Именно Иисус — «путь, и истина, и жизнь», ведь он помогал еврейскому народу вернуться к Отцу, истинному Богу, Иегове. То, что Бог из своей любви послал на землю этот светоч истины, открыло людям особую возможность найти к Иегове путь (Иоанна 1:9—14; 6:44; 8:31, 32).
15 Помня об этой роли Христа, Павел обратился к грекам в Афинах со словами: «От одного человека он [Бог] сотворил всякий человеческий народ для обитания по всему лицу земли, установив определенные времена и пределы обитания людей, чтобы они искали Бога, не ощутят ли его и не найдут ли, хотя он и не далеко от каждого из нас. Ибо им мы живем, и движемся, и существуем» (Деяния 17:26—28). Найти Бога возможно, если стремиться к этому и прилагать усилия (Матфея 7:7, 8). О Боге и его любви свидетельствует Земля — созданный им прекрасный дом для огромного множества живых существ. Из любви он посылает и праведным, и неправедным все необходимое для жизни. К тому же Иегова дал людям свое Слово, Библию, а также Сына в качестве искупительной жертвы за них. Таким образом Бог помогает людям найти путь к нему (Матфея 5:43—45; Деяния 14:16, 17; Римлянам 3:23—26).
16 Конечно, христианская любовь должна проявляться не только в словах, но, что еще важнее, в делах. Апостол Павел писал: «Любовь долготерпелива и добра. Любовь не ревнива, не хвастлива, она не превозносится, не ведет себя неприлично, не ищет своего, не раздражается, не ведет счет обидам, не радуется неправедности, а радуется истине; все переносит, всему верит, на все надеется, все стойко претерпевает. Любовь никогда не проходит» (1 Коринфянам 13:4—8).
17 Иисус Христос также подчеркнул, насколько важно возвещать о Небесном Царстве — Божьем правительстве над послушным человечеством (Матфея 10:7; Марка 13:10).
Каждый христианин — благовестник
18 В Нагорной проповеди Иисус Христос подчеркнул, что долг каждого — нести свет людям словами и делами: «Вы — свет миру. Не может укрыться город, расположенный на горе. И когда зажигают светильник, ставят его не под мерный сосуд, а на подставку, и он светит всем в доме. Так и ваш свет пусть светит перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего, который на небесах» (Матфея 5:14—16). Христос подготавливал своих учеников к служению, показывая, как нужно проповедовать и учить людей. О чем же они говорили? О том же, о чем проповедовал сам Иисус,— о Царстве Бога, которое будет справедливо править всей землей. Однажды Иисус сказал: «И другим городам я должен возвещать благую весть о царстве Бога, ибо для этого я послан» (Луки 4:43; 8:1; 10:1—12). Говоря о признаке последних дней, он заметил: «Будет проповедана эта благая весть о царстве по всей обитаемой земле для свидетельства всем народам, и тогда придет конец» (Матфея 24:3—14).
19 В 33 году н. э. прямо перед вознесением на небо воскресший из мертвых Иисус заповедал ученикам: «Дана мне вся власть на небе и на земле. А потому идите и подготавливайте учеников во всех народах, крестя их во имя Отца, и Сына, и святого духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам. И вот, я с вами во все дни до завершения этой системы вещей» (Матфея 28:18—20). Поэтому христианство с самого начала было религией прозелитичной, то есть активно привлекающей к себе людей. Это вызывало гнев и зависть приверженцев преобладавших в то время греческих и римских культов, основанных на мифах. Гонения, которым Павел подвергся в Эфесе, зримо это подтверждают (Деяния 19:23—41).
20 Давайте теперь поговорим о том, что́, согласно вести о Царстве Бога, ждет умерших? Что об этом говорил Иисус? Призывал ли он своих последователей спасать свою «бессмертную душу» от «адских мук»? (Матфея 4:17).
Надежда на вечную жизнь
21 Что ожидает человека после смерти? Мы получим верное представление об этом, если вспомним, что говорил и делал Иисус, когда умер его друг Лазарь. Направляясь в его дом, он сказал ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул, но я иду, чтобы разбудить его» (Иоанна 11:11). Обратите внимание, что смерть Иисус уподобил сну. Когда мы крепко спим, то не знаем, что происходит вокруг, поэтому в Екклесиасте 9:5 сказано: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают».
22 Хотя Лазарь был мертв четыре дня, Иисус, как мы видим, ничего не говорил о его душе — была ли она на небе, в аду или в чистилище. Когда Иисус пришел в Вифанию и Марфа, сестра покойного, вышла встретить его, он сказал ей: «Встанет брат твой». Что она ему ответила? Сказала ли она, что ее брат уже на небе? Вот ее слова: «Знаю, что встанет при воскресении, в последний день». Из этого следует, что евреи тогда верили в воскресение мертвых для жизни на земле (Иоанна 11:23, 24, 38, 39).
23 Иисус сказал: «Я — воскресение и жизнь. Кто проявляет в меня веру, даже если и умрет, оживет, и каждый живущий и проявляющий в меня веру не умрет никогда. Веришь ли этому?» (Иоанна 11:25, 26). В доказательство своих слов Иисус подошел к пещере, где был похоронен Лазарь, и позвал его громким голосом. И на глазах у изумленных сестер Лазаря Марфы и Марии, а также всех собравшихся он вышел оттуда живой. «После этого многие из иудеев, которые пришли к Марии и видели, что́ он [Иисус] сделал, поверили в него. [...] И народ, который был с ним, когда он позвал Лазаря из памятного склепа и воскресил его из мертвых, не переставал свидетельствовать» (Иоанна 11:45; 12:17). Они своими глазами видели чудо и свидетельствовали всем, что это правда. Судя по всему, старшие священники и фарисеи тоже в этом не сомневались: в Библии говорится, что они задумали убить Иисуса, так как «этот человек совершает много знамений» (Иоанна 11:30—53).
24 Где же был Лазарь все четыре дня, когда был мертв? Нигде. Он был в бессознательном состоянии, спал смертным сном в могиле, ожидая воскресения. Иисус из любви чудом воскресил его из мертвых. Разве Лазарь сообщил, что в течение этих четырех дней он был на небе, в аду или в чистилище? Иоанн ничего об этом не пишет. Почему? Просто потому, что у него не было бессмертной души, которая бы куда-то переселялась (Иов 36:14; Иезекииль 18:4).
25 Поэтому, когда Иисус Христос говорил о вечной жизни, он имел в виду бессмертных духовных созданий, которые будут воскрешены к жизни на небе, чтобы царствовать с ним, а также людей, которые будут вечно жить на райской земле под правлением этого Царства (Луки 23:43; Иоанна 17:3). Бог, как обещал, будет, образно говоря, обитать с людьми, что принесет им множество благословений на земле. Но все это сбудется только при условии, что Иисус действительно был послан на землю и что Бог его одобрял (Луки 22:28—30; Титу 1:1, 2; Откровение 21:1—4).
Одобряем Богом — и это не миф
26 Откуда мы знаем, что Бог одобрял Иисуса Христа? Прежде всего сто́ит отметить, что, когда Иисус принимал крещение, раздался голос с неба: «Это Сын мой, возлюбленный, я одобряю его» (Матфея 3:17). Позже Бог перед другими свидетелями повторил, что дал Иисусу полномочия. Ученики Христа Петр, Иаков и Иоанн, бывшие галилейские рыбаки, были с ним на горе (вероятно, на горе Ермон, достигающей 2 814 метров в высоту). Тогда их взору предстало нечто необычное: Иисус «преобразился перед ними, и лицо его засияло, как солнце, и одежды его стали ослепительно белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия и разговаривали с ним. [...] ...Светлое облако покрыло их и голос из облака сказал: „Это Сын мой возлюбленный, которого я одобряю, слушайте его“. Услышав это, ученики пали на свои лица и сильно испугались» (Матфея 17:1—6; Луки 9:28—36).
27 Все увиденное и услышанное еще раз послужило Петру заверением в Божьей поддержке и значительно укрепило его веру. Позже он писал: «Нет, не искусно вымышленным басням [греч. ми́фис] последовав рассказали мы вам о силе и присутствии нашего Господа Иисуса Христа, но став очевидцами его величия. Ибо он получил от Бога, Отца, честь и славу, когда величественная слава донесла до него такие слова: „Это сын мой, возлюбленный мой, которого я одобряю“. Да, мы слышали эти слова, донесшиеся с неба, когда были с ним на святой горе» (2 Петра 1:16—18). Ученики Иисуса Петр, Иаков и Иоанн — евреи — своими глазами видели чудо преображения Христа и слышали прозвучавшее с неба заверение Бога. Их вера зиждилась на том, что они сами видели и слышали, а не на мифах или «иудейских баснях» (Матфея 17:9; Титу 1:13, 14; смотрите рамку на странице 237).
Смерть Христа и снова чудо
28 В 33 году н. э. Иисус был арестован и предан верховному иудейскому суду. Его ложно обвинили в богохульстве за то, что он называл себя Сыном Бога (Матфея 26:3, 4, 59—67). Поскольку священнослужители хотели убить Иисуса руками светских властей Рима, они послали его к Пилату, на сей раз ложно обвинив в том, что он запрещает платить налоги кесарю и называет себя царем (Марка 12:14—17; Луки 23:1—11; Иоанна 18:28—31).
29 После того как Иисуса отвели сначала к одному правителю, потом к другому, Понтий Пилат уступил толпе религиозных фанатиков и приговорил Иисуса к смерти. Иисус умер на столбе как презренный преступник, и его тело положили в гробницу. Но через три дня произошло нечто удивительное, от чего скорбь учеников сменилась радостью, и они начали ревностно благовествовать (Иоанна 19:16—22; Галатам 3:13).
30 Старшие священники, подозревая, что ученики Христа обманут их, пошли к Пилату с просьбой: «Господин, мы вспомнили, что этот самозванец, еще когда был жив, говорил: „Через три дня воскресну“. Поэтому прикажи охранять могилу до третьего дня, чтобы его ученики не пришли и не выкрали его и не сказали народу: „Он воскрес из мертвых!“ — и будет последний обман хуже первого». Пилат ответил им: «У вас есть стража. Идите и охраняйте, как знаете». Они опечатали вход в могилу и выставили около него стражу (Матфея 27:62—66). Оказалась ли эта охрана надежной?
31 На третий день после смерти Христа три женщины пошли к гробнице, чтобы помазать его тело ароматическими маслами. Что же они обнаружили? «Очень рано, в первый день недели, они пришли к памятному склепу, на восходе солнца. И говорили друг другу: „Кто отвалит нам камень от входа в памятный склеп?“ Но, взглянув, увидели, что камень отвален, хотя он был очень большим. Войдя в памятный склеп, они увидели, что справа сидит юноша, одетый в длинную белую одежду, и застыли в изумлении. Он сказал им: „Не изумляйтесь. Вы ищете Иисуса-назаретянина, которого распяли на столбе. Он воскрес, его здесь нет. Смотрите, вот место, где его положили. Но идите, скажите его ученикам и Петру: „Он идет вперед вас в Галилею; там увидите его, как он и говорил вам“» (Марка 16:1—7; Луки 24:1—12). Никакая охрана не помогла: Бог воскресил своего Сына, Иисуса! Миф ли это или исторический факт?
32 Примерно через 22 года после этого события бывший гонитель христиан рассказал о том, что побудило его поверить в воскресение Иисуса: «Ибо я передал вам прежде всего то, что и сам получил,— что Христос умер за наши грехи согласно Писаниям, и что был похоронен, и что на третий день воскрес согласно Писаниям, и что явился Кифе, потом двенадцати. Затем явился более чем пятистам братьям сразу, большинство из которых пребывают доныне, а некоторые уснули смертным сном. Затем явился Иакову, потом всем апостолам» (1 Коринфянам 15:3—7). Эти слова написал апостол Павел. Он готов был рисковать жизнью ради Христа, ведь о его воскресении свидетельствуют факты, подтвердить которые могли примерно 500 свидетелей. Все они воочию убедились, что Христос воскрес (Римлянам 1:1—4). Павел не сомневался в воскресении Христа еще по одной, более веской причине. Он писал: «А последнему из всех явился и мне, как бы рожденному прежде времени» (1 Коринфянам 15:8, 9; Деяния 9:1—19).
33 За свою веру первые христиане были готовы принять мученическую смерть на римских аренах. Почему? Они знали, что их вера не основана на мифах, но опирается на исторические факты. Действительно, Иисус был Мессией, то есть Христом. Он был послан на землю Богом. О нем свидетельствовали пророчества. Бог заверил его в своей поддержке. Сохранив преданность Отцу, он умер на столбе, но был воскрешен из мертвых (1 Петра 1:3, 4).
34 Мы советуем вам прочитать всю 15 главу Первого письма коринфянам и узнать о том, почему Павел верил в воскресение из мертвых и почему такая вера необходима для христиан. Суть его послания выражена в следующих словах: «Но теперь Христос воскрес из мертвых, первый плод из тех, кто уснул смертным сном. Ибо так как смерть — через человека [Адама], то через человека и воскресение мертвых. Ибо как в Адаме все умирают, так и во Христе все оживут» (1 Коринфянам 15:20—22).
35 Итак, воскресение Иисуса Христа имеет определенное предназначение и в итоге принесет благословение всему человечеству. Оно позволяет Иисусу исполнить все остальные мессианские пророчества. Вскоре его справедливое правление из невидимой небесной сферы распространится и на землю, очищенную от зла. Тогда, как сказано в Библии, будет «новое небо и новая земля», «отрет... [Бог] всякую слезу с... глаз [людских], и смерти уже не будет, ни скорби, ни вопля, ни боли уже не будет. Прежнее прошло» (Откровение 21:1—4).
Впереди вероотступничество и гонения
36 Вскоре после смерти и воскресения Иисуса Христа произошло другое чудо, которое помогло первым христианам благовествовать с новой силой и рвением. В день Пятидесятницы 33 года н. э. Бог излил с небес святой дух, свою действующую силу, на 120 учеников Христа, собравшихся в Иерусалиме. В чем это выразилось? «Явились им языки, как бы огненные, и разделились, и на каждого из них опустился один, и исполнились все святого духа и стали говорить на разных языках, как дух давал им способность говорить» (Деяния 2:3, 4). Собравшиеся в Иерусалиме иудеи и прозелиты, говорившие на иных языках, были поражены, слыша, как эти простые галилеяне прославляют Бога на их родных языках. В результате многие уверовали в Христа. По их возвращении в родные места благая весть распространилась там с быстротою молнии (Деяния 2:5—21).
37 Но над христианами сгущались грозовые тучи. Римляне стали опасаться этой новой и, как им казалось, атеистической религии, не почитавшей идолов. Начиная со времен императора Нерона, на христиан обрушились жестокие гонения, не стихавшие в течение первых трех веков нашей эры. Многих христиан ожидала смерть на римских аренах ради увеселения императоров и кровожадной толпы, собиравшейся посмотреть, как узников растерзывают дикие звери.
38 Положение христиан усугубилось еще одним обстоятельством, которое предсказывали апостолы. Петр писал: «Однако были в народе и лжепророки, как и у вас будут лжеучители. Эти самые люди незаметно введут пагубное сектантство и отрекутся от купившего их владельца, навлекая на самих себя скорую погибель» (2 Петра 2:1—3). Речь идет о вероотступничестве — попытке приспособиться к религиозным взглядам, распространенным в Римской империи и отражавшим мышление и философию греков. Как же все это началось? В следующей главе можно найти ответ на этот и другие вопросы (Деяния 20:30; 2 Тимофею 2:16—18; 2 Фессалоникийцам 2:3).
  Пояснение: Понятие «христианство» используется в этом тексте в двух разных значениях: 1) разрозненные религии христианского мира, приверженцы которых считают себя последователями Христа, и 2) религиозная жизнь и путь к Богу, которым на самом деле учил Иисус Христос.
Выражения «бессмертная душа» в Библии нет. Греческие слова, переводимые как «бессмертный» и «бессмертие», появляются в Библии только 3 раза и относятся не к тому, что дано человеку изначально, а к духовному телу, которое получают или в которое «облекаются». Такие тела получают Христос и христиане-помазанники, которые становятся его соправителями в небесном Царстве (1 Коринфянам 15:53, 54; 1 Тимофею 6:16; Римлянам 8:17; Эфесянам 3:6; Откровение 7:4; 14:1—5).

0