На японском острове Косима обитала колония диких обезьян, которых ученые кормили сладким картофелем (бататом), разбрасывая его по песку. Обезьянам нравился батат, но не нравился песок на нем. Сами знаете, животные не едят грязную пищу. И вот однажды 18-месячная самка Имо обнаружила, что может решить эту проблему, вымыв батат.

Она научила этому трюку свою мать и других обезьян. А когда число научившихся мыть батат обезьян достигло 100, все обезьяны, жившие на близлежащих островах, вдруг, без какого бы то ни было внешнего побуждения, тоже начали мыть картофель. У этих обезьян не было никакой возможности общения друг с другом, поэтому выводы ученых были сенсационными. По их мнению, для того чтобы какая-то популяция (например, человечество) получила новую информацию или сделала какое-то открытие, необходима критическая масса особей (людей), которые искали бы ответ на поставленный вопрос.

В истории с обезьянами критической массой стала сотая обезьяна, которая захотела очистить грязный картофель. Как только она приступила к этой работе, критическая масса была достигнута, и барьер с информации был снят. Новую информацию получили сразу все обезьяны, жившие на близлежащих островах.

Получается, что согласно этой закономерности, все научные открытия и достижения в нашей истории происходили именно тогда, когда количество исследователей достигало критической массы. Разумеется, для каждого открытия или новой информации существует своя критическая масса людей, занятых решением данной проблемой. Но в любом случае (да простят меня ученые мужи), все Эйнштейны, Ньютоны, Менделеевы и Коперники - по сути, те же "сотые обезьяны" на пути открытий. Хотя, разумеется, это обстоятельство никоим образом не умаляет их таланта и достижений.

Любое количество, достигнув своей критической отметки, неминуемо преобразуется в новое качество. Как кипящая вода, дойдя до 100 градусов, переходит в иное качественное состояние - пар, а при замерзании, при температуре ноль градусов, становится льдом. Так и все человечество, развиваясь и размножаясь, неминуемо достигнет своего количественного апогея, и перейдет в иную форму существования.